суббота, 12 июня 2010 г.

Кино будет. Украинское

a href="http://pics.livejournal.com/oleg_leusenko/pic/0000gfy5/"> 
От кнопки президента Украины в марте зависело, вставит ли он бобину в кинопроектор с фильмом «Назад в будущее» или все же даст зеленый свет платиновому диску «Вперед Украина!».

Со времен краха советской империи, украинское кино значительно отстало от восточноевропейского и, естественно, от наших северных соседей. Специалисты связывали бедственное положение отечественного кинематографа со многими причинами. Но ключевые проблемы киноиндустрии украинской державы крылись в законодательном поле. В то время пока производство фильмов в Российской Федерации стало постепенно подниматься до советского уровня, в Украине, в виду различных причин, отечественные фильмы хоронились на корню. Украинский парадокс: отрасль, которую по доходности во всем мире сравнивают с наркобизнесом или торговлей оружием, наши депутаты не жаловали. Казалось бы, в парламенте сидят далеко неглупые люди, большая часть из которых –бизнесмены. Но дать толчок развитию отечественному кино Верховная Рада отважилась лишь спустя 18 лет независимости.
В феврале парламент проголосовал за улучшение условий развития украинской индустрии фильмов. На днях этот Закон подписал Виктор Янукович.

При выборе своих собеседников я остановился на политически неангажированных профессионалах, на том, кто стоит за кадром киношной кухни. Знакомьтесь - кинопродюсер Светлана Гречуха и режиссер и сценарист Анатолий Газиев. В виду их недавнего приезда в Украину, за спиной Светланы не стоит чиновничье лобби киностудии Довженко или Одесской к/с. Ее мужа также нельзя заподозрить в предвзятости, Анатолий – гражданин России. Кому, как не им с руки сравнивать некогда общие киношные хозяйства на постсоветском пространстве? К сожалению, двадцатилетний разрыв наших государств повел по кардинально различным рейкам развития наше кино. Именно желание помочь что-то изменить в украинском киносообществе и привела моих собеседников в Киев.
Творческий путь Светланы напоминает всем известную историю о провинциальной девушке. Гречуха – родом из Черкасс, бросив государственную службу, поехала покорять Москву. Но в отличие от многих у нее это получилось. Поступив во ВГИК им. С. Герасимова на отделение «продюсер кино и телевидения» и будучи еще студенткой, работала уже с известными режиссерами как А. Хржановский, А. Герман и др. Впоследствии, она закончила еще несколько институтов и открыла свою компанию. Ее супруг, Анатолий Газиев снимал фильмы и телепередачи для крупнейших российских каналов. Автор сценария и режиссер-постановщик т/с «Тронутые», «Приключения нотариуса Неглинцева» и др. Так же работал над известными проектами: «Криминальная Россия» (НТВ), «Что хочет женщина» (РТР) и над мн. др. художественными, документальными фильмами и сериалами. Успел отметиться и в других постсоветских странах, руководил ТПХО «Самарканд–фильм», был гендиректором Среднеазиатского отделения Ассоциации Независимого Кино. Им слово:

- Президента подписал Закон № 2595 о внесении поправок к Закону Украины «О Кинематографии», скажите, вы с ним уже успели ознакомиться? О каких изменениях и поправках говорится?
С.Г. - Речь идет о льготах, которые кинематографисты получат для активизации своей деятельности. Конечно, это должно было произойти как минимум лет 15 назад, но как говорится, у истории нет сослагательного наклонения. Я этот закон называю иронично и оптимистично «Назад в будущее». Начиная от привлечения финансирования для производства украинских фильмов и заканчивая дистрибуцией, кинематографисты могут получить льготы так, как законопроект затрагивает всех участников кинорынка. Кинематографисты освобождаются от уплаты НДС, арендной платы за землю, предусмотрено получение инвестиций на льготной основе, так же и кредитное обеспечение по льготным ставкам НБУ и т.д. Все это, несомненно, положительно отразится на развитии отрасли. Я не буду перечитывать Вам весь закон, он достаточно объемный и сложный, но могу сказать с полной уверенностью, что при такой протекции со стороны государства уже через 1-1,5 года, после вступления закона в силу мы начнем пожинать первые плоды.

- Вы долгое время работали в Российской Федерации, как известно у наших соседей уже давно существует льгота на НДС, расскажите об этом подробнее?
С.Г. - В России, единственное, что осталось, это льгота на НДС (смеется, - авт.). Мы с российскими коллегами ее называем полудохлой, так как кроме льготы на НДС больше ничего не осталось. Раньше в России была очень сильная государственная поддержка кинорынка, т.е. финансирование на конкурсной основе и льгота на НДС. Теперь, после реорганизации условия получения госзаказов в корне изменились. И 98 процентов киносообщества осталось за бортом. В следствии чего, финансирование будут получать несколько ведущих кинокомпаний (избранные), а все остальные смогут либо работать у них подрядчиками (на подтанцовке), либо выживать самостоятельно, кто как сможет. Я крайне пессимистично смотрю на эту картину, так как понимаю, что это усилит позиции и не без того сильных игроков рынка, т.е. называя вещи своими именами, богатые станут богаче, а бедные беднее.
Не буду углубляться и комментировать ситуацию в самой Российской Федерации, но мне кажется, что эта схема жизнеспособна до тех пор, пока существует дуэт Путина и Михалкова. Как только первый утратит свои позиции, надеюсь, киносообщество предложит более универсальную и справедливую схему господдержки.
То, что российская система господдержки требовала корректировки вне сомнений, но однозначно не таким способом. Что касается льготы на НДС, так этому вопросу уделяется постоянно много внимания. Дело в том, что НДС по своей природе один из самых сложных налогов, бухгалтера его называют «самый больной налог» и на этой почве постоянно существуют противоречия с фискальными органами. Налоговики зачастую не соглашаются с ведением налогового учета и предъявляют претензии к налогоплательщикам. У меня несколько коллег подавали в суд и, как правило, выигрывали. Но это вопрос выбора, кто-то не хочет связываться и просто, или соглашается с налоговой, или, априори, не пользуется льготой.

- А разве можно отказаться от льготы на НДС?
А. Г. - Разумеется, в России, для того чтобы не платить НДС нужно оформить удостоверение национального фильма, которое освобождает налогоплательщика от уплаты налога. Такие удостоверения получают не все компании, и, не имея этого документа, кинокомпания автоматически становится плательщиком НДС. Поэтому НДС платят те, кто не смог получить удостоверение национального фильма, т.е. не прошел требования или те, кто не подавал документы на его получение.
- Кто же сознательно отказывается от такой льготы?
С. Г. - Бывает и такое , как правило, это производители, т.е. сами продюсеры. В основном, чаще всего, это российские каналы. У каналов денег много, они могут позволить себе 100% обеспечение собственными средствами, и льгота на НДС им часто мешает. Дело в том, что производство фильмов зачастую делается не только за безнал. Многие пользуются расчетами, как правило, наличными средствами. А для того, чтобы обналичить деньги и не платить НДС крайне сложно, особенно в последнее время. И многие банки требуют уплаты НДС, т.е. просто не пропускают платеж. Поэтому, чтобы не «светить» налоговикам своих «партнеров» по «обналичке», некоторые кинокомпании отказываются от льготы, так как им это выгодней. Что лучше, заплатить фирме за обнал, и рассчитаться наличными, что естественно дешевле или получить льготу на НДС и «показать» все организации, которые обналичивают деньги? Поэтому те кинокомпании, которые соответствуют всем требованиям национального фильма, но не пользуются льготой, косвенно указывают, налоговым органам, где копать глубже. Льгота на НДС вскрывает «гнойник» спонсоров, как хирург.

- Значит теперь в России основными производственными компаниями стали конгломераты?
С. Г. - Еще не стали, но станут, отрасль уже монополизирована. Но на самом деле это опасно и для Украины. Не столько в плане конкуренции, а в плане идеологии. Не для кого, не секрет, что Россия ведет открытую информационную войну против Украины. Это печальный факт, но это так. В. Путин в прошлом году после реорганизации государственной поддержки кино лично возглавил Совет по кинематографии. Остается предполагать, какой пропагандистский российский кинематограф ожидает нас в ближайшее время. Думаю, «Тарас Бульба» был легкой разминкой. Не удивлюсь, если значительная сумма государственных денег будет направлена на создание фильмов с призывом «Россия встает с колен!» и т. п. То, что украинский вопрос в этом кино будет фигурировать, понимают многие, как и не сложно догадаться в каком ключе.
Отмечу, что сегодня Украина как никогда нуждается в идеологическом кино, в лучшем понимании этого слова. Фильмы должны ориентироваться в большей степени на внутренний рынок. Т.е. быть патриотическими и познавательными в историческом плане. Разумеется, поддержка государства для такого кино просто необходима.

- Чем будет отличаться государственная протекция кинематографа России от Украины после того, как новый закон вступит в силу?
А. Г. – Очень многим. Я даже не ожидал, что украинский закон будет настолько многогранным. Дело в том, что помимо нового сбора от 1-5%, за счет которого планируют финансировать часть производственного бюджета национальных фильмов, в принятом законе также сказано, что кинематографисты смогут получать кредиты на льготных условиях по процентным ставкам НБУ до 2 лет. Не меньшее значение имеет создание условий для финансирования частными инвесторами благодаря налоговой льготе. Т.е. предполагается три основных источника финансирования: Министерство культуры, частные инвесторы и банки. Это можно назвать кинематографической революцией! В Российской Федерации же осталась исключительно государственная поддержка и льгота на НДС.
С. Г. - Раньше, в России, существовала подобная налоговая льгота для частных инвесторов. А именно, та сумма, которую инвесторы финансировали в киноиндустрию, не облагалась налогом. Это и послужило толчком для стремительного развития киноиндустрии в РФ. Но со временем на власть повлияли заявления творческих личностей, а, как правило, это режиссеры, почему, то именно они больше всего недолюбливают продюсеров. Так вот, эти люди, по различным соображениям, поднимали шум, мол, продюсеры отмывают деньги, воруют и пр. В итоге льготу отменили.

- Значит, в России была налоговая льгота на прибыль для тех, кто инвестировал в кино и ее пытались вернуть?
С. Г. - Этот вопрос неоднократно поднимали российские продюсеры, но в Минкульте РФ ответили, что теперь, после отмены льготы, ее практически невозможно восстановить так, как законопроект не пропускают разросшиеся структуры власти: Минэкономразвития, Минфин, Минэкономики, Минкульт и т.д. и т.п. И теперь, как следствие, режиссеры сидят без проектов. «Золотой век» российской киноиндустрии не начавшись, может подойти к своему закату. Российскому продюсеру отныне сложнее найти инвестиции. Я думаю, украинским режиссерам будет над, чем задуматься, помня о примере российских коллег.

- Давайте проведем сравнительный анализ с другими странами. По какому пути пошла украинская киноиндустрия?
С. Г. - По универсальному. Мне понравилось то, что закон действительно продуман и разработан с учетом украинских реалий. Я думала, что Украина пойдет по примеру Европы в чистом виде, но нет, оказалось, что я не дооценила своих соотечественников.
А. Г. - В европейских странах, как правило, существует налоговая льгота, которая рассчитана в большей степени для привлечения инвестиций в страну. У каждой страны она разная, но смысл заключается в том, что если иностранная кинокомпания потратила, например, на территории Венгрии, Германии деньги на производство картины, то 20% от этой суммы возвращается. Это распространенная схема, она существует во многих странах и не только европейских. Но опять, же повторюсь, она больше рассчитана на привлечение инвестиций в страну.
Кстати, в новом Законе Украины есть ограничение. Фильм не будет считаться национальным, если привлеченный зарубежный капитал превысит 30% от общих затрат на производство. Такое впечатление, что авторы Закона сознательно ставят препятствие для иностранных инвесторов, желающих вложить деньги в кино Украины. Это выглядит довольно странно.
С. Г. - Но ограничения есть у каждой страны, поэтому Украина не исключение. Конечно, это условие может существенно препятствовать совместному производству с другими странами. Что касается европейской системы привлечения инвестиций в кино, могу сказать, что украинский закон лучше, и если бы мы скопировали такую, же схему, то в нашем случае это было бы, как мертвому припарка. Во-первых, наш сервис, оставляет пока желать лучшего и на фоне любой другой европейской страны, с такой же льготой Украине было бы очень сложно конкурировать. Во-вторых, отсутствие политической и экономической стабильности в Украине малопривлекательно для потенциальных инвесторов.
Так например, в условиях кризиса, многие страны с более сильной экономикой, а некоторые даже с очень сильной финансовой системой не смогли выполнить свои обязательства, и льготы до сих пор не возвращены. Как бы выглядела Украина на этом фоне? Поэтому я думаю, что этот закон разработан с учетом украинских реалий. Затронуты интересы всех участников кинорынка, учтены все аспекты и выбран абсолютно верный путь. После вступления закона в силу у вас появится и национальное кино, и рабочие места, и прибыль. Во всяком случае, так выглядит на бумаге, а что будет дальше, жизнь покажет.
Есть конечно и препятствия, так например, для использования всех привилегий я должна соблюдать ряд требований. Главное, чтобы мой фильм получил статус национального фильма. И, у меня, как и у любого продюсера есть основная проблема: это сценарий! Ведь хороший сценарий - как минимум, половина успеха! А по закону, авторами фильма могут быть только граждане Украины. Где взять в Украине столько хороших сценаристов, если киноиндустрии как таковой все эти годы не было? Как следствие, наша киношкола еще не в состоянии готовить хорошие кадры. Во всяком случае, в том количестве, которое требует рынок.
Первое, с чем столкнется украинский продюсер, это с отсутствием хороших сценариев украинских авторов, а «сценарная дыра» очень опасный показатель.
А.Г. - К примеру, мы сейчас собираемся запускать крупный международный проект, а сценарий написан не гражданином Украины. По новому Закону мы автоматически теряем все льготы национального кино. Тогда, какой смысл включать Украину в международный проект? Получается, что украинские студии лишили права привлекать именитых зарубежных сценаристов, иначе они потеряют сразу все льготы, предусмотренные новым Законом. А кто такое захочет? Если б в Украине было бы полно своих первоклассных сценаристов, тогда бы такая политика была бы если не оправдана, то, по крайней мере, понятна: давать рабочие места своим кадрам.
С.Г. - Меня это тоже настораживает. И если все-таки закон вступит в силу, я буду думать, как выходить из сложившейся ситуации. Кроме того, на мой взгляд, ограничение, наложенное новым законом на долю занятых в фильме, как зарубежных актеров (не более 30%), так и по составу съемочной группы вряд ли будет способствовать повышению качества продукции. Так как сделать сегодня качественный фильм исключительно с украинскими специалистами сложно.

- Каким вы видите национальный кинематограф в ближайшее время?
А.Г. - На мой взгляд, любое национальное кино это, прежде всего качественное кино. Качественное настолько, чтобы попадать в сокровищницу мировой культуры, поднимая престиж страны.
С. Г. - Предполагаю, что изначально количество будет доминировать над качеством. Также было и в России. Боюсь, что это неизбежно. Ну, не может сразу все эффективно и без сбоев заработать. Поэтому, здесь всем участникам нужно сохранить трезвость, т.к. закон предусматривает льготы пока на 5 лет, то есть до 2016 года.
По логике вещей только к этому сроку и начнется расцвет украинского национального кинематографа. И я не исключаю ситуации, когда противники закона в будущем, а такие всегда найдутся, будут утверждать, что ширпотреба намного больше, чем достойных фильмов.

- Так ведь и в бывшем Союзе производилось более трехсот фильмов в год, из которых, в лучшем случае, треть во много крат меньше нравилась широкой публике…
А. Г. – Действительно так. Но на самом деле, если взять кинематограф любой страны, показатель будет тот же: фильмов ниже среднего пошиба будет в разы больше, чем хорошего кино. Это закон любого рынка и киноиндустрия не исключение, тем более, что первые пять лет, это вообще ничто для подъема такой крупной отрасли. Да после такого глубокого летаргического сна требуется гораздо больше времени.

- Значит, получается, что все кинематографисты ждут только вступления нового закона в силу?
С. Г. - Все украинское киносообщество в последнее время находилось в ожидании либо чуда, либо полного отчаяния. Многие мои украинские коллеги давали пессимистичные прогнозы и не верили, что закон все-таки будет подписан. И это несмотря даже на то, что он тогда прошел парламентские слушанья и поддержан Верховной Радой. Я думаю, что эта подпись теперь действительно означает, что в Украине реформы состоятся.
Интервью вел Олег Леусенко

 

На фото: режиссер и сценарист А. Газиев на съемках т/ф «Тронутые»


Комментариев нет:

Отправить комментарий